Свет на Темные века

Какой бы жестокой ни казалась жизнь того времени, в культурном отношении Средневековье было привлекательным, изысканным и долгим. Эта эпоха продлилась почти тысячу лет, и она заслуживает более подробного описания, чего я, к сожалению, позволить себе не могу. Две силы средневекового Рима возникли из античных руин — папство и город-государство. Им и посвящена настоящая глава. Первая из этих сил постепенно приняла международные масштабы, однако часто скатывалась к уровню второй силы, поскольку властные местные семьи боролись за папскую тиару. На протяжении всего периода ощущалось множество сторонних влияний. Варварские вторжения отметили конец античной римской культуры, однако происходившее время от времени воскрешение Византии означало, что город никогда не терял своей связи с imperium готапит Константинополя. В IX веке Рим разграбили сарацины, которые, в отличие от готов Алариха, не проявили уважения к христианским святым местам. Их примеру последовали христианские армии в нападениях 1084 и 1527 годов. В IX веке папство создало новый политический альянс с только что появившейся главной европейской силой, империей франков, во главе которой стоял харизматический лидер — Карл Великий (768—814). Поглядывая чаще в сторону Запада, а не Востока, папы распланировали будущее Рима, и так продолжалось до конца Средневековья. Римские договоры 1950-х годов в немалой степени обязаны Темным векам.

Первый рассказ, связанный с замком Святого Ангела, пришел к нам из самого начала этого периода. Во время понтификата святого Григория Великого (590—604) Рим поразила чума. Священники устроили покаянную процессию с целью заслужить прощение Господа, и в это время, по пренданию, толпе явился архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны на крыше замка. Эту религиозную легенду в 1752 году увековечила огромная статуя работы Фершаффельта, она заменила собой ту, что стояла на крыше во времена Адриана. Существуют разные догадки о том, чем была первая статуя: то ли она представляла самого императора в виде бога солнца на квадриге, то ли то была огромная бронзовая шишка пинии, какие можно увидеть во дворике ватиканского Бельведера. В любом случае ни та, ни другая скульптура не обладают готической выразительностью святого Михаила, грозного и милосердного.

При Аврелиане, в конце III века, обширную постройку включили в городскую оборонительную систему, а дальнейшие добавления датируются XVI столетием. Замок перестал быть военной крепостью лишь в 1911 году, а до 1876 года там размещались оккупационные французские войска, которые поддерживали папское правительство в его последние годы. Наверху располагались папские апартаменты, где укрывались понтифики в опасные для Святого престола периоды. Здесь нашел приют папа святой Григорий VII, когда его осаждал германский император Генрих IV. Второй папа семьи Борджа, Александр VI, удалился в замок, когда французский король Карл IX проходил мимо Рима с намерением захватить трон Неаполитанского королевства.

Самый знаменитый папа Климент VII (1523—1534) бежал сюда из Ватикана по тайному ходу, когда рано утром 6 мая 1527 года в город ворвались имперские войска, собранные из многонациональных отрядов католиков и протестантов. (Иногда тайный проход открывают для туристов, и это одно из самых приятных приключений.) Папа Медичи, бывший в базилике Святого Петра, намеревался пристыдить захватчиков — выйти к ним в парадном облачении, однако весть о том, что войска изрубили больных в ближайшей больнице, заставила его отказаться от своего благородного, но неумного плана. При побеге ему сильно мешала длинная одежда, и конец сутаны перекинули через руку помощника-кардинала. К счастью, Климент был физически здоров, в отличие от своего кузена и предшественника Льва X (1513—1521), который мог выбраться на свободу из замка только с помощью лифта. Это устройство зависело в равной степени как от силы мужчин, так и от системы шкивов. Возможно, этот описанный Прустом лифт «происходил из времени, когда лифты еще не были изобретены» . Климент VII в лифте не нуждался, а крытый тайный ход дал ему возможность выбраться к наружным бастионам.

Вероятно, после пережитых волнений ему потребовалась ванная: ведь в него стреляли из аркебуз, целясь в узкие окна тайного коридора. Эта великолепно декорированная комната, с просторной мраморной ванной, в которую лилась горячая и холодная водопроводная вода, выглядит роскошно среди более практичных коммунальных удобств осаждаемой крепости. Можно, кстати, совершить короткое, однако, настаиваю, увлекательное путешествие по ренессансным ванным комнатам, будь у вас настроение это сделать. Ванные, созданные для кардиналов Риарио и Бибиенны в палаццо Алтемпс и в Ватикане, могли бы стать начальными пунктами. Однако оставим возможность исследования биде XV столетия и вернемся на территорию замка Святого Ангела в момент осады.

Здание успело стать оплотом прежде, чем его подготовили в военном отношении. Когда готы в 573 году осаждали Рим, защитники замка, вскарабкавшись на крышу, сбрасывали на врага фрагменты статуй, стоявших на карнизах. По словам Бенвенуто Челлини, художника, биографа и мастера рассказывать истории, во время нападения 1527 года, закончившегося разграблением Рима, он участвовал в защите замка Святого Ангела и выстрелом из аркебузы убил коннетабля Карла Бурбона, командовавшего вражескими войсками.

Те, кто в XX веке привык к мирному образу папства, возможно, испытают шок, узнав, что папы когда-то не могли обойтись без крепости. Все знают об армии Ватикана, швейцарских гвардейцах, но в то, что они настоящие солдаты, никто не верит, возможно, из-за живописных костюмов, часто по ошибке приписываемых Микеланджело. Чего только не припишут этому мрачному флорентинцу! На самом деле роль папы такая же светская, как и духовная, и он нуждался в армии с тех пор, как обнаружились первые признаки упадка Рима. В политическом вакууме папы постепенно забирали бразды правления и приняли на себя поначалу роль городских префектов, подчиняясь временами то королю варваров, то византийскому императору. Затем папы стали опираться на фальсифицированные документы, предположительно появившиеся при императоре Константине. Так называемая «Дарственная» давала папам во владение не только город, но и большие земельные угодья вокруг. Власть пап с 800 года идеологически поддерживали императоры Священной Римской империи, хотя, как мы уже отметили, иногда это были не просто связи между светским монархом и набожным понтификом.

Карта
rss
Карта