История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.120

Земельный налог

Крестьяне платили земельный налог в зависимости от размеров земельного участка. Как уже говорилось выше, в Тибете земельный участок измерялся в канах, на одном кане можно было посеять от 10 до 60 кхалов зерна в зависимости от почвы, поэтому кан по-разному исчислялся для разных категорий земли. С каждого кана земли требовали уплаты денежного налога, определенное количество зерна и выполнения в тех или иных размерах транспортной повинности (улы).

По сведениям С.Ч. Даса, государственный земельный налог с каждого кана земли составлял от 50 до 55 унций13 серебра в год, что равнялось 125 рупиям. Точная сумма налога, уплачиваемая в данном конкретном году, исчислялась в зависимости от урожая этого года. {185}

В каждом районе хранились записи об урожаях прошлых лет и качестве всех земельных участков. Сборщики налога оценивали урожай текущего года, качество земли на сегодняшний день и в соответствии с налогом за последние пять лет устанавливали сумму налога на этот год. В благоприятные урожайные годы государство забирало в качестве земельного налога до 2/5 урожая [Сап^со, 1972, р. 88].

На землях, впервые введенных в сельскохозяйственный оборот, сборщик обмерял размеры поля и оценивал урожай, причем должен был делать это лично, после чего устанавливалась сумма налога, который должно получить государство.

Земельный налог можно было уплатить тремя взносами - в ноябре, декабре и январе; в январе районный чиновник посылал всю сумму в Лхасу.

Налоги на домашний скот

Налоги на домашний скот взимались по числу голов. По сведениям 1850 г., один раз в три года из каждых десяти овец следовало отдать одну. В конце XVIII в. один раз в не определенное точно количество лет, от 13 до 20, брали одну лошадь из каждых десяти. Полную картину о взимании этого налога составить трудно.

Крестьяне Тибета страдали от большого числа реквизиций и отработок, количество и величина которых не были строго определены, а также не были одинаковыми в различных районах. Самой тяжелой и наиболее широко распространенной из отработок была транспортная повинность - ула. Размеры ее зависели от участка земли, которым владела семья. Лицо, имевшее от правительства право на проезд, обеспечиваемый улой, снабжалось подорожной - ламиг. По этой подорожной местные власти должны были предоставить проезжающему транспортных животных, продовольствие и людей для сопровождения. От транспортной повинности освобождались только владения монастырей. Светские землевладельцы и крестьяне обязаны были нести эту повинность. Но прежде всего все, что требовал проезжающий, брали из крестьянских хозяйств. Крестьянин к тому же вынужден был лично сопровождать владельца ламиг, на время пути кормить себя и своих животных и предоставлять проезжающему любое продовольствие по первому его требованию. Транспортная повинность наносила большой ущерб хозяйству крестьян, зачастую просто разоряя его. {186}

Из хозяйства крестьян государство путем взимания специального налога и различных реквизиций получало самую разнообразную продукцию. Виды и количество этой продукции в разных районах были различными. Здесь можно назвать масло, сыр, баранину, кожи, шкуры, шерсть, а также ткани (сукно), соль, золото, порох, боеприпасы, бумагу, железо, ящики, палатки и т.д. Получали и курительные палочки, топливо, бамбук, лесной материал (строевой лес), краску.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта