Средние века. Папство. Замок Святого Ангела

Беатриче!

Пыткой с этих пор

Пусть дыба станет прялкою! Пытайте Голодных ваших псов, чтобы они Сказали вам, когда лизали В последний раз ту кровь, что пролил здесь Хозяин их, — меня пытать нельзя!

Мои мученья в разуме и сердце,

В сокрытых тайниках моей души...

Перси Биши Шелли. Ченчи (1820)

Полдень в Риме может показаться скучным, даже до бесконечности, особенно если вы откажетесь от продолжительного ленча, пол-литра вина и короткого сна. Между двенадцатью и четырьмя часами церкви захлопывают двери, так что, если вы склонны к их посещению, дневная пора вряд ли принесет вам радость. Многие музеи работают по причудливому расписанию, словно таким способом они стараются спрятать свои сокровища. Но самый скучный полдень бывает в понедельник: тогда, кажется, все в Риме закрывается. На самом деле ничего и не открывалось, потому что и утром была точно такая же картина. Туристы, приезжающие в город летом, изнывают во время экскурсий. Они с трудом выдерживают жару, пыль и вздутые цены на прохладительные напитки. Это воистину туристский ад. Буквально до недавнего времени я мог успокоить ваши страхи с помощью легкого средства. По понедельникам в городе предлагали дневную экскурсию во дворец, который, по правде говоря, связан с пытками, а не с удовольствием. Замок Святого Ангела считался уникальным среди римских музеев: он открывал свои двери в санитарный день. Ну а теперь и этому музею нанесли coup de grace по экскурсиям в понедельник.

Папская крепость — чрезвычайно сложное строение. Ее влияние на воображение итальянцев было плодотворным в самых разных отношениях. (Размещение на этой территории национального военного музея отдает специфическим вкусом. Я в любой день предпочел бы пыль и жару хождению по кабинетам, набитым оружием.) Первоначальной целью было устройство в крепости мавзолея Адриана и последующих поколений императоров династии Антонинов. Когда в 138 году Адриан умер, крепость была не вполне еще окончена, хотя строительство началось почти за двадцать лет до того. Мост Элия (Pons АеХх-us) соединял крепость с Марсовым полем на противоположном берегу реки. Хотя в прошедшие два-три столетия мост часто реставрировали и он был украшен ангелами работы Бернини, на сегодняшний день, по сути своей, мост Святого Ангела является античным строением.

Как место погребения, замок следует традициям мавзолея Августа: цилиндрическая конструкция, как у этрусков, но в более грандиозных масштабах. Две имперские могилы соединены одна с другой: основание новой могилы соответствует диаметру старой. Пространство старой могилы ограничено естественной террасой, а новое погребение окружено солидной кирпичной кладкой. В результате получился искусственный курган, который по прошествии двух тысяч лет поднялся на 150 футов над уровнем Тибра.

Многие комментаторы, описывая замок Святого Ангела, употребляли эпитет «мрачный». Г. В. Мортон дает стандартное определение: «Всякий, кому знаком замок Святого Ангела, думаю, согласится со мной, что это одно из самых пугающих зданий в мире... По сравнению с замком Святого Ангела, лондонский Тауэр — просто счастливое место!» Другой автор, Сесил Робертс, не такой талантливый, хотя и почти современник Мортона, начинает свою книгу «Итак, Рим» (1956) довольно странно. Посетив замок, он описывает его гнетущую атмосферу:

Здание стало свидетелем ужасных событий, произошедших в его стенах, — повешений, обезглавливаний, удушений, отравлений и пыток, с мрачными вариациями в способах убийства и казни, например смерть от голода в темницах или быстрый уход из мира живых с помощью ужасных люков, неожиданно разверзающихся под ногами.

На месте автора я не начинал бы описание города с этого места, возможно, поэтому и отложил его посещение на понедельник, посчитав, что мало кто приедет в город в такой день пополудни.

За время бесчисленных осад замок Святого Ангела утратил мраморную облицовку своих стен и большую часть украшений, так что очарование, которым обладала первоначальная постройка, утрачено. Для меня — как и для других — это здание стало символом перемен, происшедших при переходе от античного Рима к Риму Темных веков, от античности к Средневековью. Здесь Рим, особенно в воображении северян Мортона и Робертса, обретает характерные черты готики. Коварные, жаждущие кровопролития кардиналы, падшие женщины, несчастные узники, томящиеся в темницах, — вот главные персонажи готических фантазий.

Карта
rss
Карта