История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.144

4 августа Лянь Юй и его эскорт выехали из Лхасы в Индию. После новых переговоров 12 августа 1912г. было достигнуто новое соглашение. Оно содержало следующие главные пункты: «1. Амбань с небольшой свитой остается в Лхасе. 2. Он сохраняет при себе 200 китайских солдат личной охраны. 3. Все остальные китайские войска сдают оружие и амуницию и возвращаются в Китай. 4. Оружие и амуниция остаются в Лхасе под печатями. 5. Тибетцам, бывшим на стороне Китая, обещается прощение. Около 500 китайских солдат с генералом Чжуном без оружия возвращаются в Китай через Индию» [Кулешов, 1992, с. 160].

14 декабря 1912    г., после переговоров при посредничестве непальского представителя тибетцы и китайцы заключили еще одно соглашение. В нем назначался день (16 декабря), когда китайские солдаты должны покинуть Лхасу и направиться в Китай через Индию, не делая остановок на тибетской территории. Их оружие и амуниция оставались в Лхасе под контролем непальской стороны. Тибетцы обещали предоставить транспорт и продовольствие китайским солдатам и офицерам на время их эвакуации. 19 декабря 1912г. новый амбань генерал Чжун Ин со своим отрядом под охраной гуркхов покинул Лхасу и в апреле 1913 г. пересек границу Сиккима. В 1914 г. он был обвинен во всех неудачах китайцев в Тибете, осужден и казнен в Пекине.

При содействии британской миссии по репатриации китайцев через сиккимо-тибетскую границу было переправлено более 2 тыс. человек. 6 января 1913 г. последние китайские солдаты ушли из Лхасы. В 1913 г. китайское правительство упразднило институт амбаней.

23 января 1913 г. Далай-лама вернулся во дворец Потала в качестве общепризнанного лидера Тибета. По возвращении в Лхасу он издал Декларацию, в которой, в частности, говорилось: «Владыка Будда из священной страны Индия предсказал, что перевоплощения Авалокитешвары будут, посредством преемственного ряда правителей от ранних царей веры до наших дней, править Тибетом... Во времена монгольских Чингис-хана и Алтан-хана, при китайской династии Мин и при маньчжурской династии Цин Тибет и Китай сотрудничали на основе отношений священника и покровителя. Несколько лет назад китайские власти в Сычуани и Юнънани попытались превратить страну в китайскую колонию. Они послали крупные воинские отряды в Тибет под предлогом {221}охраны рынков. Поэтому я оставил Лхасу и вместе с несколькими министрами уехал на индо-тибетскую границу в надежде разъяснить маньчжурскому императору по телеграфу, что существующие между Тибетом и Китаем отношения являются отношениями покровителя и священнослужителя и не основываются на подчинении одной страны другой...

Из Индии я послал несколько телеграмм императору, однако ответа не последовало из-за препятствий, чинимых бесчестными чиновниками в Пекине. Тем временем маньчжурская империя пала. Это помогло тибетцам изгнать китайцев из Центрального Тибета. Я также смог вернуться в Тибет... по моему приказу ныне остатки китайских войск изгнаны из Докама (Амдо и Кам. - Б.М.) в Восточном Тибете. Таким образом, замыслы китайцев угнетать Тибет путем извращенного истолкования отношений священник - покровитель исчезли, подобно радуге в небе...


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта