История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.161

Еще во время пути каравана по тибетской земле Национальная ассамблея в Лхасе утвердила выбор нового перерожденца, указав, что поиски проходили в полном соответствии с традицией. Все высшие власти Тибета, представители Китая, Непала и Бутана, глава британской миссии в Лхасе X. Ричардсон и тысячи тибетцев встречали нового Далай-ламу [там же, с. 29]. Дата церемонии возведения на трон «была утверждена регентом в соответствии с советом государственных астрологов и по консультации с Национальной ассамблеей. Были посланы пригласительные телеграммы правительствам Китая, британскому правительству Индии, королю Непала и махараджам Бутана и Сиккима, в которых им сообщалась дата возведения на трон» [там же, с. 30].

22 февраля 1940 г. во дворце Потала состоялась официальная церемония интронизации Далай-ламы XIV Тэнцзин Гьяцо [Уа №nhzang, 1993, р. 408].

Контакты между тибетским правительством и центральным правительством Китая

После создания в 1928 г. нового Национального правительства Китая в Нанкине во главе с Чан Кай-ши начинаются контакты между центральным правительством в Нанкине и Далай-ламой.

В 1928 г. на базе Палаты по делам Монголии и Тибета, существовавшей с 1914 г., был образован Комитет по делам Монголии {247}и Тибета во главе с генералом Янь Си-шанем. В состав Комитета вошли и тибетцы: Кэлсан Цэрин (уроженец Батана, советник сы-чуаньских пограничных войск в Каме), Чилай Цзянцо («Живой будда красношапочной секты», в 1918-1923 гг. находился в тибетской тюрьме за выступления против Далай-ламы

XIII, после 1923 г. бежал во внутренние провинции Китая) и др. [Богословский, 2002, с. 44-45]. Нанкин предполагал вести переговоры с Далай-ламой, передавать советы и распоряжения через созданный Комитет.

В 1928 г. в Нанкин приезжает представитель Далай-ламы в буддийском центре Утайшань около Пекина Кенпо Лосан Пасан. Чан Кай-ши вручает ему письмо к Далай-ламе. В феврале 1930г. переводчица Комитета по делам Монголии и Тибета Лю Мань-цин привезла в Лхасу письмо от Чан Кай-ши к Далай-ламе, а затем в том же году в Лхасу прибыл настоятель монастыря Юнхэгун в Пекине Кончхок Джуннэ. Однако эти поездки не привели к началу официальных переговоров между Нанкином и Лхасой. Далай-лама, в частности, отверг возможность возвращения в Тибет Панчен-ламы IX, тем более в сопровождении китайских солдат, как хотел сам Панчен-лама.

После возвращения Кончхока Джуннэ в Пекин через него поддерживались контакты между Далай-ламой XIII и Нанкинским правительством [Уа №nhzang, 1993, р. 341-347].

В 1930 г. вновь началась открытая конфронтация тибетских и китайских войск в Каме. В конце года монахи монастыря Дачжэ совместно с тибетскими войсками из Дэргэ предприняли наступление на восток и заняли области Бери, Канцзэ (Ганьцзы) и Ньярон. На границе с Цинхаем тибетцы продвинулись до Джэкундо. Сычуаньский милитарист Лю Вэнь-хуэй летом 1932 г. начал контрнаступление, и его войска заняли Канцзэ, Ньярон, Дачжэ и, наконец, Дэргэ. На севере тибетцы потерпели поражение от цинхайского милитариста Ма Бу-фана, войска которого стали угрожать Чамдо. Тибетцы запросили перемирия, и оно было заключено 10 октября 1932 г. Разграничительной линией обе стороны вновь признали р. Янцзы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта