История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.188

Таким образом, годы «культурной революции» стали черными годами в истории Тибета. Ликвидация конституционных органов власти, преследования многих руководителей-тибетцев, массовые репрессии и гонения на национальную религию и культуру, переход всей полноты власти в руки военных - главные характерные черты обстановки в Тибете в эти годы.

Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970-1976)

Результатом «культурной революции» в Китае и в Тибете стало, в частности, повышение роли военных в политической жизни и в управлении страной. На IX съезде КПК в апреле 1969 г. министр обороны Линь Бяо был объявлен «преемником» Мао Цзэ-дуна в руководстве КПК. Военные заняли более половины мест в ЦК КПК. Парткомы 11 больших военных округов, на которые был поделен весь Китай, являлись высшей властью на местах.

В Китае начался процесс воссоздания партийных структур, разогнанных во время «культурной революции». 7-12 августа 1971 г. в Лхасе состоялся I съезд КПК ТАР. Съезд избрал Комитет КПК ТАР в составе 56 членов и 16 кандидатов и Постоянное бюро из 17 человек. Первым секретарем парткома был избран Жэнь Жун, первый политкомиссар Тибетского военного округа, секретарями - трое китайцев: командующий Тибетским военным округом, заместитель {288}председателя ревкома ТАР Чэнь Мин-и, Фэн Кэ-да и Гао Шэн-сюань, а также трое тибетцев: Сангье Еше, Шэраб Дондуб и Пасан.

В июне 1972 г. состоялись окружные конференции КПК в Лхасе, Шигацэ, Нагчу и Чамдо. Было развернуто движение за прием тибетцев в ряды КПК. По сообщению агентства Синьхуа, за два года (июнь 1972 - июнь 1974 г.) в ТАР было принято в КПК более 11 тыс. человек, из которых 90% составили тибетцы, хуэй, монпа, лоба и др.; создано свыше 1300 новых партячеек; партячейки имелись теперь в более чем 80% «народных коммун» и волостей [там же, с. 160].

Но и парткомы, и ревкомы, и все учреждения, промышленные предприятия, «народные коммуны» и органы управления всех ступеней продолжали находиться под непосредственным руководством военных.

В первой половине 70-х годов в Тибете были также воссозданы некоторые общественные организации, например Ассоциация женщин Тибета, Ассоциация тибетской патриотической молодежи и др. Тибетцы получили назначения на некоторые важные посты: жена Нгапо Нгаван Джигме - Цэтэн Долкар стала вице-председателем Ассоциации женщин Тибета; Пагпа Лха Гэлэк Намгьял был восстановлен в должности в НПКСК ^sering Shakya, 1999, р. 358].

Кампании по созданию «народных коммун» и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы»

В 1972-1974 гг. власти предприняли решительные действия по созданию повсеместно в Тибете «народных коммун», и в 1975 г. эта кампания была завершена [ibid., р. 356]. Уже зимой 1975/76 г. 400 тыс. членов «коммун» приняли участие в работе по улучшению почвы, созданию новых полей, строительству оросительных каналов, сооружению кормовых баз и загонов для скота. В ведение «коммун» передали строительство местных предприятий, содержание школ, подготовку медицинских кадров. В «коммунах» было создано народное ополчение и проводились военное обучение и идеологические кампании.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта