История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.193

Таким образом, к середине 80-х годов сельское хозяйство Тибета, несмотря на определенные позитивные сдвиги, еще не смогло стать надежной основой развития всей экономики и всего тибетского общества.

Продолжались контакты между руководителями КНР и Далай-ламой. В 1982 г. Далай-лама выдвинул два основных требования как условие своего возвращения. Первое заключалось в объединении всех территорий, населенных тибетцами, в единую политикоадминистративную единицу в рамках Китая. Речь шла о территориях уй, Цзана, Кама и Амдо. Второе - предоставить Тибету (т.е. этой единой территориальной единице) тот же статус, который предполагалось предоставить Тайваню и Гонконгу. Правительство КНР отклонило эти требования, указав на разницу в положении в Тибете и названных выше территориях.

Однако новая делегация представителей Далай-ламы, прибывшая в Пекин в октябре 1984 г., повторила эти требования и добавила предложение о демилитаризации Тибета ^sering Shakya, 1999, р. 399]. Представители правительства КНР соглашались обсуждать лишь условия возвращения Далай-ламы XIV в Китай и его личный статус.

Намечавшиеся позитивные тенденции в тибетском сельском хозяйстве подкреплялись некоторыми другими положительными фактами. Так, например, если число тибетцев среди всех кадровых работников в Тибете в 1965 г. составляло 32,9%, то в 1981 г. оно повысилось уже до 54,4%, а в 1986 г. - до 60,3% [ibid., р. 390]. Многие из них получили образование в институтах национальных меньшинств и на специальных курсах во внутренних провинциях Китая. Более 600 тибетцев, подвергшихся гонениям, вновь заняли руководящие посты в партийных и административных структурах ТАР {296} [ibid., р. 391]. Тысячи тибетцев получили возможность посетить священные буддийские места в Индии, иностранные туристы побывали в Тибете. Как свидетельствует Далай-лама

XIV, «между 1981 и 1987 годом число туристов в Тибете выросло с полутора тысяч до 43 тысяч в год» [Далай-лама XIV, 1992, с. 244]. С начала 80-х годов центральное правительство КНР предоставляло финансовую помощь в крупных размерах для развития ТАР. Так, в 1980-1982 гг. 98% бюджета региона формировалось за счет субсидий из центра ^sering Shakya, 1999, р. 392]. Десятки тысяч китайских рабочих были направлены в Тибет для оказания помощи в развитии экономики.

В 1985 г. в Тибете отмечали 20-летие образования ТАР. ЦК КПК назначил нового секретаря парткома ТАР, задачей которого стало, в частности, проведение либерализации в области религии и культуры. Им стал У Цзин-хуа. Многие тибетцы получили назначение на высшие партийные и административные посты. Так, с ноября 1985 г. среди шести заместителей первого секретаря парткома ТАР У Цзин-хуа оказалось пятеро тибетцев. В отчетном докладе о работе за 1985 г. У Цзин-хуа выдвинул план повышения в ТАР к 2000 г. доходов на душу населения до 1200 юаней в год. Он также заявил, что Тибет способен готовить ежегодно 15 тыс. технических и иных специалистов и вскоре регион сможет обходиться без привлечения специалистов из внутренних районов Китая [Твепп§ ЗЬакуа, 1999, р. 406]. В Тибете развернулась кампания по дальнейшей «тибетизации» администрации и образования, по обязательному использованию тибетского языка как главного в образовательном процессе.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта