История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.26

Комплекс преданий и верований бон идеологически и ритуально обслуживал династию, обеспечивал харизматическую легитим-ность ее правителей. Существовали школы бонпо. Известно, что Сонцэн Гампо пригласил ко двору некоего Лхадема, создавшего школу, в которой обучали мастерству изгнания демонов. На бон опиралась не только центральная власть, но и клановая знать, у кланов имелись свои божества и свои комплексы верований бонского толка.

Бонский Тибет был окружен буддийскими странами: Непал и государства Северной и Северо-Западной Индии, города-государства Западного края (Си юй, совр. Синьцзян), Китай. Можно думать, что буддизм в той или иной форме проник в Тибет уже в конце VI в. Сонцэн Гампо проявлял к буддизму известный интерес, о котором говорилось ранее. Буддизм «уцепился» за двор тибетских цэнпо, за династию. С момента рождения Тибетского государства среди его правящей верхушки со все большим ожесточением стала разворачиваться борьба сторонников бон и сторонников буддизма. Несмотря на то что бон до середины IX в., до гибели династии, оставался главным верованием страны, борьба сторонников бон и буддизма превратилась в основное противоречие в правящем клане и группировках Тибетского государства У1-1Х вв. Цэнпо и его ближайшее окружение, заинтересованные в создании единого и сплоченного Тибетского государства, будут выступать за проповедь и введение новой веры, ибо буддизм, как и другие мировые религии, служил идеологической основой для укрепления и созидания единого государства. Эта идеология освящала социальное неравенство методами более гибкими и изощренными, {44} чем примитивные верования. Сторонники децентрализации - представители знатных тибетских кланов, вожди местных племен - будут, опять же не все, придерживаться старой религии бон.

Правление клана Г ар

По одной из версий, Сонцэн Гампо умер во время очередной эпидемии, обрушившейся на Тибет. По буддийскому поверью, он растворился в чудесном свете, испускаемом статуей Авало-китешвары.

Тары были сильным кланом, стоявшим близко к цэнпо, оказывавшим влияние на все стороны жизни государства. Как мы знаем, именно Тонцэн Юлсун Гару (ум. в 667 г. от лихорадки) было поручено доставить в Лхасу китайскую принцессу Вэньчэн. Тонцэн Юлсун управлял центральными районами Тибета. Когда умер Сонцэн Гампо, он был на границе, и именно ему было пбручено, срочно прибыв из пограничной местности, спеть ушедшему из жизни цэнпо хвалу на похоронах. Еще два представителя семьи оказали большое влияние на жизнь Тибета до конца VII в. Это Ценъя Донбу Гар (время правления 667-685 гг.) и Тидин Цэндо Гар (время правления 685-698 гг.), который покончил жизнь самоубийством после свержения власти Гаров.

С прибытием в Лхасу принцессы Вэньчэн стали активно устанавливаться мирные (и немирные) контакты с Китаем. Как полагают, благодаря Китаю тибетцы познакомились с бумагой и тушью, возможно, с мельничным жерновом. Китайские авторы обычно увязывают с деятельностью Вэньчэн начало тибетского земледелия, что неверно.

Рисоводство, производство вина из риса, шелководство не прижились в Тибете, для этого просто не подходили климатические условия.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта