История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.44

В Тибете VII-Х вв. пахотные земли делились на государственные (джешин, тиб. Rje zhing), земли цэнпо, которые он раздавал в качестве жалованья за службу (кхол-юл, тиб. Khol yul), и земли семей, возглавлявших тибетские кланы (си, тиб. srid). Государевы земли учитывались в особых списках, в которых фиксировались размеры участков, их владельцы и размеры налогов и сборов [Богословский, 1962, с. 72].

В УП-Х вв. кланы (пхуну) объединяли потомков одного предка по мужской линии. Клановая верхушка являлась владельцем клановых (в прошлом родовых) земель, это были частновладельческие земли. Знатными кланами кроме упоминавшихся Гаров были Ньян, Бэ, Нён, Чейпон, Чогро, Судпу, Дро. Кланы, особенно связанные с кланом цэнпо родством, поставляли высших сановников государства. Это были шан (тиб. zhang, шан в китайской передаче) - «дядя по матери» цэнпо, шанлон (тиб. Zhang blon) - советники, лонпо (тиб. Blon po) - министры, куджял - придворные.

Тибетское общество делилось на аристократию (джялриг, тиб. Rgyal rigs) и простолюдинов (ман, тиб. dmangs). Народ, в свою очередь, подразделялся на лично свободных (бан, тиб. 'bangs) и лично несвободных (трэн, тиб. Ьшп). Они обрабатывали землю правителя и платили в казну поземельный налог (тэл, тиб. khral). Каждый бан, владелец участка земли, получал красную бирку, на которой было зафиксировано количество налога зерном, причитавшееся с него за землю. С середины VIII в., как и в Китае, списки налогоплательщиков стали вестись на бумаге. Помимо фиксированного поземельного налога бан облагались поборами, их привлекали к трудовой повинности.

Трэн нередко жаловались цэнпо его подданным вместе с землей. Среди трэн было много военнопленных, они не только работали на земле, среди них были ремесленники, пастухи, прислуга и т.п. Социальный статус трэн в разных условиях менялся от состояния человека закрепощенного (крепостного) до рабского.

Административный аппарат Великого Тибета реконструирован на материалах тибетских хроник и документов. Следует отметить большую работу в этом направлении недавно скончавшегося венгерского тибетолога Гёза Ураи.

Цэнпо носил титул тул ки лха цэнпо (тиб. ^rul gyi lha bstan po), что переводят как «воплощенное божество» или «божество, наделенное магической силой» [Richardson, 1967, р. 6-7]. Резиденция, ставка цэнпо, называлась побран или лха сэ ки побран (тиб. Lha sras kyi pho brang) - «резиденция сына богов». Цэнпо имел зимние {71} и летние ставки и менял свое местопребывание в течение года. В деле управления ему помогали советники (лонпо, таб. blon ро). Они были членами Совета, на котором решались дела государства. Управленцы-министры делились на три группы: главный министр (лончен), великие министры (лон ченпо, тиб. Blon chen ро) и простые министры (тал, пхра). Из числа министров известны военный министр, министр внутренних земель, министр внешних, завоеванных земель. В последние годы правления династии в связи с укреплением буддизма в правительстве был министр-монах (банде ченпо). Особу государя обслуживали придворные чины (нампхи). Суд вершил судья (пхринлон). Если верны китайские сведения, то кабинет состоял из девяти министров и секретаря.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта