История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.56

В 1260 г., после смерти всемонгольского хана Мунке и объявления Хубилая правителем его удела - Китая, Пагпа-лама проводил церемонию интронизации внука Чингис-хана. Он пожаловал Хубилаю титул Чакравартина, Дхармараджи, Чо-ки гьялпо - Хана веры, а деду Хубилая Чингис-хану задним числом - титул Хана-Чакравартина, родившегося в воздаяние за прошлые добрые дела. Согласно источнику конца XIII в. «Цаган теуке» («Белой истории»), «краеугольным камнем священной религии является лама, обладатель учения. Главой власти является хан, повелитель земных сил. Истинное учение, как шелковый узел, не должно быть развязано, законы могущественного хана, как золотое ярмо, не должны быть сломаны» [Вига, 1999, р. 248].

Пагпа-лама получил титул го ши (наставник государства), яшмовую печать правителя Тибета и правителя буддизма в Поднебесной. {87}

Известно, что влиять на монгольскую знать пытались не только сакьяские ламы, но и наставники школ Кармапа, Бригунпа и др. Наставники Бригунпа были связаны с Ариг-Бугой, врагом Хубилая. С разгромом в 1264 г. Ариг-Буги и его капитуляцией в соперничестве между Сакья и Бригунпа верх оказался за Сакья, в том числе и в управлении

Тибетом. Некоторые районы Тибета, где у власти была Бригунпа, властям Сакья пришлось подчинять силой, на что монахи Бригунпа в 1266 г. подали жалобу Хубилаю [Чжан Юнь, 2000, с. 35].

Тибет во времена правления в Китае династии Юань

Если отбросить все политические спекуляции о дружбе народов Китая еще с каменного века, о Тибете времен династии Тан как «местной отколовшейся политической власти», то можно смело утверждать, что впервые Тибет признал над собой верховенство власти, находящейся за его пределами, лишь в середине XIII в. Тогда между монгольскими ханами, еще завоевывавшими Китай, и тибетской школой Сакья установились особые, характерные для буддийского вероучения отношения - отношения «царя - покровителя веры» и «наставника царя в вере». И «царь - покровитель веры» даровал «наставникам царя в вере» - сакьяским иерархам власть над Тибетом. Эти отношения носили особый характер, и место Тибета в монгольской империи Юань, включавшей в свой состав прежде всего Китай, было особым. Важно подчеркнуть, что Тибет не рассматривался как обычная часть империи. Тибета нет в перечне территорий династии Юань, зафиксированном в официальной истории этой династии: «Юань возникла в Шамо (пустыня Г оби. - Е.К.), поглотила Западный край (приблизительно территория современного Синьцзяна. - Е.К.), усмирила Си Ся, уничтожила чжурчжэней, сделала своим вассалом Корею, утвердилась в Наньчжао, а затем к югу от нижнего течения Цзян (Янцзы. - Е.К.), и Поднебесная стала единой. Поэтому ее (династии Юань.

- Е.К.) территория на севере перевалила за горы Инынанъ, на западе достигла пределов Люша, на востоке кончалась к востоку от Ляо и на юге шагнула к заморским странам. Если Юань на юго-востоке не достигла пределов, которые имели династии Хань и Тан, то на северо-западе она значительно превзошла их...» [Юань ши, цз. 58, 1935, с. 429]. {88}

На Тибет не распространялось обычное для империи административное деление на округа и уезды.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта