История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.65

Религиозные связи Нанкина и Тибета были отмечены важными событиями. По сведениям «Красных анналов», в самом начале XIV в. (1307 г.) появляется, может быть, первый тибетский канон - нартанский Канджур. В 1354 г. гонма Ситу «приказал сделать много {100} копий Канджура, написанного золотыми буквами» [Тиса, 1976, р. 209]. В 1411 г. в Нанкине Канджур был отпечатан способом ксилографии, и значительная часть тиража была отправлена в Тибет. Это дало толчок к развитию в Тибете собственного книгопечатания. Канон получил сакьяский Кунга Карши, который прибыл в Нанкин в январе 1413 г. и вместе с двором переехал в Пекин, ставший столицей Китайской империи. Полагают, что текст канона был отпечатан как раз в Пекине в 1410 г. Тома пекинского издания Канджура, возможно, получил и Сакья Еше, прибывший к минскому двору в 1415 г.

В 1407 и вторично в 1414 г. минский император выражал пожелание, чтобы между Тибетом и Китаем была восстановлена почтовая связь. Тибетские посланцы везли с собой в Китай лошадей и товары местного производства, прежде всего шерстяные ткани и войлок. Китайцы традиционно рассматривали это подношение как дань. Поскольку сам факт привоза дани при китайском дворе очень ценили, то ответные дары были весьма щедрыми. Этот вид торгового обмена очень нравился тибетским религиозным иерархам и их окружению. Китайцам скоро пришлось ограничить число приезжающих с каждым визитом до одной тысячи человек. Это были нормальные, уже хорошо изученные современной наукой отношения средневекового Китая с соседями, в них не было ничего от взаимоотношений центральной власти и местной администрации. И прав В.Д. Шакабпа, когда пишет, что «кажется очевидным, что минские императоры рассматривали Тибет как независимое государство Запада» [Shakabpa, 1967, р. 85].

При правлении Дакпа Гьялцена был брошен очередной вызов единой власти в Тибете. Правитель области Ринпун Намка Гьялцен самовольно захватил пост цзонпён и перестал подчиняться власти деси Пагмодупа. Должность была объявлена наследственной, цзонпёны семьи Ринпун постепенно расширяли свои владения. Смерть пятого деси Дакпа Гьялцена (он умер в возрасте 58 лет в 1432г.) положила начало распрям в правящем доме Пагмодупа. С 1432 г. в истории Тибета начался период, который именуется «Крушение дома Пагмодупа», и затянулся почти на две сотни лет. По традиции семьи Лан, при смене деси соблюдался порядок, согласно которому один человек из семьи, монах, поступал в учение в монастырь Цэтан и позднее становился его настоятелем, а затем и правителем-деси, наследуя и китайский титул чанъхуа-ван. На склоне лет он покидал свой пост, занимался изучением буддизма в монастыре Таньса и считался главой семьи. Шестой деси Тара Гьялцен (1414-1448){101} был племянником пятого деси и старшим сыном младшего брата пятого деси. Он был монахом и настоятелем монастыря Цэтан, носителем титулов го ши и чанъхуа-ван (с 1439 г.), находился у власти 14 лет и в 1446 г. был смещен с занимаемого поста своим отцом Сангье Гьялценом (1396-1468). Его личным секретарем был Гой-лоцава Шоннупэл, автор «Голубых анналов». Седьмой деси Сангье Гьялцен не был монахом, он стал первым деси


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта