История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.94

Правление Полханэ

Подлинным именем Полханэ было Сонам Дордже. Полханэ - это прозвище, полученное им по названию его имения Полха. Он проявил себя способным и энергичным правителем. Полханэ сделал ставку на укрепление хозяйства страны, прежде всего монастырей. Он жаловал монастырям земли и, что существенно, в целом равно относился ко всем школам тибетского буддизма, полагая их опорой центральной власти. Это поддержали и цинские власти. Из Пекина ежегодно жаловали 5 тыс. лянов серебра на монастыри и поощряли институт монашества. С позиций Пекина это был хорошо продуманный шаг. Несмотря на воинственность отдельных монашеских общин и вмешательство их в текущие дела страны, чем больше мужчин шло в монахи, тем меньше там было потенциальных солдат, что облегчало контроль цинского Китая над Тибетом.

Как и некоторые его предшественники, Полханэ принял меры для налаживания и совершенствования работы почтовых станций как важнейшего средства связи в стране и с внешним миром. Он {144} старался урегулировать налогообложение, боролся со злоупотреблениями при взимании налогов, стремился оградить земледельцев и скотоводов от разорения.

Полханэ укреплял армию, и она вскоре успешно прошла первое испытание. В 17301731 гг. Тибет вел войну с Бутаном и одержал победу. По договору Бутан обязался посылать своего представителя к тибетскому правительству с дарами. Такая практика сохранялась до 1950 г. В 1732 г. власть Лхасы признал Ладак. При правлении Полханэ существенно были улучшены отношения с Непалом.

Полханэ добился сокращения цинского гарнизона в Лхасе до 500 человек. В 1735 г. Далай-лама VII Кэлсан Гьяцо был возвращен в Лхасу. Через некоторое время Кэлсан Гьяцо нанес визит уже находившемуся в почтенных годах Панчен-ламе. В 1737 г. он скончался в возрасте 74 лет. Панчен-ламой VII стал Пэлдэн Еше (1738-1780). В 1741 г.

Полханэ получил из Пекина от молодого императора Цянь-луна (1736-1795) титул цзюнъ-вана. В историю тибетского буддизма и тибетской культуры Полханэ вошел прежде всего как инициатор огромного по масштабам мероприятия - издания способом ксилографии канона Канджура и Танджура. В 1732 г. были вырезаны доски для печатания основного текста канона - Канджура. Доски поместили в Нартане. Издание благословил Панчен-лама. В 1742 г. завершили вырезывание текста на досках для комментариев на Канджур - Танджура. Доски тоже были положены на хранение в Нартан. Издание Танджура благословил Далай-лама VII. Наличие досок позволяло возобновить печатание в любое время и выпускать в свет книги требуемыми тиражами. Нартанские издания текстов канона до сих пор ценятся очень высоко.

В 40-х годах XVIII в. Полханэ реально осуществлял власть почти над всей территорией Тибета. Однако активная внутренняя и внешняя политика Полханэ, которая безусловно способствовала укреплению страны, была прервана его внезапной смертью. Нагноение на шее осложнилось заражением крови, от которого он скончался в 1747г. Отдавая должное Полханэ как государственному деятелю, некоторые историки полагают, что он подавлял Далай-ламу, цитируя высказывание самого Далай-ламы VII: «Если бы я удалился в... какой-либо отшельнический приют, то... Полханэ был бы только счастлив» [Shakabpa, 1967, р. 147]. Китайские авторы видят заслугу Полханэ в том, что он «пресек агрессию монгольского правящего класса в Тибете» и «признавал Тибет как часть Цинской империи», что, конечно, преувеличение [Сицзан цзяныпи, 1993, с. 219; Yа Hanzhang, {145} 1994, р. 115]. Полханэ сотрудничал с пинским двором, но отнюдь не думал превращать Тибет в часть Китая. Признавая Полханэ выдающимся государственным деятелем, В.Д. Шакабпа упрекает его за слишком тесное сотрудничество с Цинами: «Хотя Полханэ и был единственным правителем Тибета, своим сотрудничеством с маньчжурами он подготовил почву для маньчжурских, а позднее и китайских притязаний на господство над Тибетом» [Shakabpa, 1967, р. 147].


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта