Таиланд. Королевство храмов и дворцов стр.113

Поразительная на первый взгляд дуальность тайского характера позволяет воспринимать все новое и прогрессивное, гармоничным образом вплетая это в повседневную жизнь, основой которой являются трепетное почитание традиций и глубокая религиозность общества.

Пожалуй, к числу отличительных и наиболее ярких черт национального характера тайцев можно отнести доброжелательность, улыб-чивость, вежливость, честность и спокойствие. Эти характеристики могут проявляться в разной степени. Например, спокойствие одного тайца означает удивительную способность сохранять душевное равновесие, независимо от внешних обстоятельств, а у другого эта черта характера может превратиться в медлительность и тихую отстраненную безучастность. Улыб-чивость может варьироваться от неизменной благожелательной улыбки на лице до безудержного заливистого смеха. Вежливость украшает любого человека, тайская вежливость иногда граничит с подчеркнутой церемонностью протокольных мероприятий. Тайцев нельзя упрекнуть в лукавстве, тайский продавец, в отличие от китайского или вьетнамского, не приписывает несколько лишних нулей к рядовому сувениру с целью выдать его за древнюю реликвию. Доброжелательность тайцев оставляет самые теплые воспоминания в сердцах тех, кто бывал в королевстве.

Идея воздаяния за добро и важности совершения добрых дел является одним из важнейших основ тайского мировоззрения. Акт совершения доброго дела на тайском языке называется «тхам бун» (буквальный перевод: «делать добро»). Но доброе дело можно совершить, только если кто-то готов принять добро, следовательно, готовность «получателя» принять добро одновременно оказывается добрым делом, потому что дает «дарителю» возможность совершить хороший поступок. Таким образом, карма всех участников акта совершения доброго дела пропорционально улучшается. Эти традиции буддийского общества являют наглядный пример реализации христианского милосердия и этики, которые учат отдавать с чистым сердцем и принимать с чистым сердцем, потому что и дающий и принимающий оказывают взаимную помощь и благодарны друг другу за такую возможность.

Например, таец совершает доброе дело, когда делает подношения монахам. Однако именно готовность монахов принять дары верующих позволяет последним совершить благодеяние. В действиях тайского верующего вместо ощущения собствен ного превосходства с оттенком пренебрежительной жалости к убогим и бедным, наоборот, присутствует чувство благодарности монаху за возможность пополнить список совершенных добрых дел для улучшения собственной кармы.

Этот же принцип действует в отношении жертвования денежных средств на строительство или реконструкцию храмов, большинство из которых поддерживаются высокопоставленными семьями и успешными бизнесменами. Именно по этой причине тайские храмы всегда свежевыкрашенны, безупречно позолочены и украшены цветами.

Роль и значение нравственного поведения и совершения добрых дел стократно и тысячекратно возрастают во время праздников, в то время как дурные поступки и недобрые мысли оказывают многократно увеличенное отягчающее действие на состояние кармы человека. Именно поэтому традиционные праздники в Таиланде считаются временем подведения промежуточных итогов и переосмысления поступков повседневной жизни.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта