Таиланд. Королевство храмов и дворцов стр.115

В сельской глубинке до настоящего времени сохранился один старинный обычай, когда крестьяне, приветствуя короля, кладут на пути его следования носовые платки или лоскуты ткани. Материя, на которую ступала нога Его Величества, считается талисманом и бережно хранится гордым и счастливым владельцем.

Уважение и любовь к королю, живущее в сердцах его подданных, проявляется по-разному в зависимости от возраста последних. Часто на автомобилях, особенно джипах-пикапах, приклеены полосы с надписью на тайском языке, в середине которой нарисовано сердце. Современный молодежный стиль оформления этих слов невольно сразу вызывает ассоциацию с пылким юношеским преклонением перед звездами кино, ку мирами эстрады или спорта, в то время как сама надпись переводится: «Мы любим короля».

УЗКИЕ СТУПЕНИ

После посещения храмов, особенно построенных в архитектурных стилях XII-XIV вв., в памяти посетителей остается не только величие храмового ансамбля и молчаливая неподвижность статуи, но и ведущие к вершине храма узкие крутые каменные лестницы, ширина ступеней которых предназначена явно не для того, чтобы по ним ежедневно подниматься и спускаться. Знакомым с восточными традициями сразу вспоминается китайская традиция бинтования ног, но эта ассоциация уводит по ложному пути, в Таиланде такой традиции не было.

Однако ступени строили с умыслом Здесь вопрос заключается не в размере ноги, а в том, как ее ставить на ступеньку. Ступени храмовых лестниц предназначены, чтобы по ним поднимались и спускались боком Это, конечно же, причиняет определенные неудобства при подъеме, зато отлично выполняет свою главную задачу - никто из спускающихся по лестнице физически не сможет повернуться к святыне спиной (просто нога на ступеньке не поместится). Таким образом, конструктивное решение лестниц исключает саму возможность неосознанного нарушения правил почтительного отношения к хранящимся в храме святыням На таких ступенях даже неверующий путешественник будет вести себя с подобающим вниманием и сосредоточенностью исключительно на текущем моменте.

ЧЕТВЕРОНОГИЕ ОБИТАТЕЛИ ХРАМОВ

В Таиланде на территории буддийскою храма или монастыря часто живут несколько собак. Едва ли им можно приписать обязанности стражей храмовых павильонов, скорее они здесь присутствуют в качестве постоянных наблюдателей повседневной деятельности храма. Собаки весьма дружелюбно относятся к прихожанам и лишь изредка беспокоят посетителей своим любопытством, потому что большей частью животные просто спят в тени деревьев, под скамейками в тайском дворике, у подножия статуй, а иногда и на циновке для молитвы перед алтарем

В храм животные попадают разными путями. В Таиланде существует обычай, который можно сформулировать следующим образом: если животное чудом спаслось от смерти, это означает, что оно принадлежит Будде, следовательно, его приносят в буддийский храм.

Один из храмов в окрестностях Бангкока стал пристанищем для тигров. Все началось с того у что в 1998 г. пойманный браконьерами тигренок, из шкуры которого собрались сделать чучело, не умер от усыпляющего укола, поэтому его привезли в храм. После этого случая люди понесли в этот храм всех найденных в лесу тигрят без матери. Через десять лет в храме было уже 16 тигров, которые делили кров и пищу с 10 монахами. Воспитанные в атмосфере буддийских истин тигры являют собой пример самого цивилизованного поведения. Их даже показывают туристам, чтобы за вырученные от продажи билетов деньги покупать животным еду и оплачивать ветеринарные прививки. Каким-то немыслимым образом другие вольные обитатели окрестных лесов узнали о том, что в этом храме они могут найти помощь и защиту. Пришедший сюда однажды раненый кабан, выхоженный монахами, теперь регулярно приводит в храм все свое стадо. Таким образом, уединенный буддийский монастырь невольно превратился в настоящий зоопарк.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта