Замки Франции. Путешествие в глубь времен стр.11

АЗЕЙ-ЛЕ-РИДО: «ГРАНЕНЫЙ АЛМАЗ В ВОДАХ ЭНДРА»

Замок Азей-ле-Ридо возвышается над живописной излучиной реки Эндр. Название «Азей» происходит, возможно, от Asiacus, имени владельца этих земель. Город Азей, основанный еще в эпоху Древнего Рима, превратился со временем в мощную каменную крепость, с которой дозорные могли наблюдать за бродом через Эндр.

В XII в. замок принадлежал Ридо, или Рид ель, дЛзею - человеку, прославившемуся своей жестокостью и прозванному «дьявольским отродьем». Генрих II Плантагенет захватил все его владения, которые затем были возвращены Филиппом-Августом сыну Ридо - Гуго Тюреннскому, рыцарю и верному вассалу короля, который принимал участие в битве при Бувине.

В начале XV в. замок, по-видимому, принадлежал герцогу Бургундскому. Оскорбление, нанесенное дофину, будущему Карлу VII,

Одна из удач Раннего Ренессанса и его армии, привело в 1418 г. к расправе с крепостью: 354 человека из гарнизона было убито, а замок и деревня сожжены и разграблены. С этого момента из-за своих руин город получил название Азей-ле-Брюле (сожженный). И только век спустя на месте старой крепости был возведен замок, который стоит и по сей день. Чтобы лучше понять характерные особенности нового замка, необходимо восстановить цепь исторических событий последних лет XV в.

Карл VIII и Людовик XII предприняли военные походы в Италию и были поражены бурным расцветом искусства и культуры на полуострове. Вернувшись во Францию, они привлекли к своему двору многочисленных итальянских художников, которых заставили работать на себя.

Долина Луары, которую со времен Карла VII облюбовал двор, стала местом, где эти художники оставили лучшие образчики своего творчества. Итальянское влияние, сказавшееся на архитектуре замка Амбуаз и выразившееся в переделках замка Блуа, вскоре стало распространяться на родовые замки аристократии и особняки богатых буржуа. Жиль Вертело, владелец части поместья в Азей-ле-Ридо, был в начале 1500 г. крупным банкиром, отец которого - Мартин Бертело - занимал должность интенданта Финансовой палаты при Людовике XI и Карле VIII. Со своей стороны, Жиль также сделал блестящую карьеру и стал советником короля, главой Палаты счетов и правителем города Тура. Его брак с Филиппой Лебаи, владевшей основной частью территории в Азей, дал ему возможность распоряжаться всем поместьем и начать работы по строительству замка.

Финансовая и политическая поддержка, оказанная Жилю некоторыми членами его семьи, занимавшими ответственные административные посты, позволила ему начать в 1518 г. обширную реконструкцию средневекового замка. Летом того же года 120 каменщиков под руководством мэтра Этьена Руссо начали работы по укладке фундамента. Вначале нужно было убрать остатки разрушенной крепости и осушить территорию, чтобы забить сваи, на которых должна была держаться мощная конструкция. Для строительства использовали белый песчаник из долины реки Шер. Камень привозили речным путем до Порт-о-Шалан, возле Валлер, откуда оставшиеся 10 километров его везли на телегах.

Замок с его необычной Г-образной формой знаменует собой переход от готики к Ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как, например, островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения. Своим особым рафинированным изяществом это здание обязано не только мэтру Руссо, скульптору Пьеру Мопуэну и плотнику Жаку Торо, но также супруге благородного сеньора - Филиппе, которая лично руководила работами, что придало всему ансамблю отпечаток изысканной утонченности. Оноре де Бальзак, который в окрестностях Азей сочинял свой роман «Лилия в долине», так описал Азей: «Взобравшись на утес, я впервые любовался замком Азей, этим граненым алмазом, вставленным в оправу вод Эндра, возвышающимся на сваях, замаскированных цветами».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта