Замки Франции. Путешествие в глубь времен стр.39

Широким фасадам придана легкая асимметрия (в линиях окон, в их длине и в направлении крыльев); арочные галереи идут с обеих сторон двора

Замок, частично окруженный рвом, был украшен огромными садами, расположенными на трех разных уровнях. Ле Бретону, вы полнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним.

Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника.

Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям. Они расположены на трехступенчатых уровнях, из которых самый высокий представляет собой зеркальную водную гладь; средняя

Сады в стиле Возрождения терраса лежит на одном уровне с залами нижнего этажа и декоративным садом, тогда как нижняя терраса занята огородом. На верхней террасе, смыкающейся с высоким строевым лесом, расположен фруктовый сад, прорезанный тропинками, едва заметными под ветками деревьев.

Декоративный сад средней террасы своими изысканными формами напоминает «сады любви». И действительно, четыре больших квадрата украшены кустарником, рассаженным в виде фигур - аллегорий любви. Северо-западный массив изображает сердца, пронзенные стрелой, - символ любви-страсти, тогда как северо-восточный представляет веера, рога, любовные записки - символы любви-адюльтера, в нем преобладают желтые цветы. На юго-западе - любовь-нежность с сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; последний, юговосточный, массив представляет трагическую любовь с лезвиями шпаг и красным цветом крови дуэлей.

В южной оконечности сада - три больших массива ромбовидной формы, с изображением Креста Лангедока, Мальтийского креста и Креста Страны басков. По другую сторону рва, внизу раскинулся огород; за ним открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Это может быть самая необычная часть садового ансамбля с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев.

Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI в. были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки, неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией.

Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции. Он был восстановлен благодаря усилиям доктора Иохима Кар-валло, который в начале XX в. перепланировал старые сады, вдохновившись чертежами Андруэ Дюсерсо. В квадратах рассажена капуста, морковь, свекла, салат-латук; овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта