Не довольствуясь литературной славой, Шатобриан поступил на службу к Наполеону, однако после убийства герцога Энгиенского не побоялся отказаться от должности и оставил политику вплоть до возвращения Бурбонов, которым оказал важную услугу, успев за неделю до капитуляции императорских войск издать памфлет «0 Бонапарте и Бурбонах».
После Реставрации Шатобриан был послом в Берлине (1821), Кондоне (1822) и Тиме (1828); будучи министром иностранных дел, спровоцировал войну с Испанией. С воцарением Луи-Филиппа он окончательно удалился от общественной жизни.
В этот период вышла в свет его эпопея «Мученики», повествующая о конфликте между христианством и язычеством во времена Диоклетиана. В поисках «местного колорита» для Мучеников Шатобриан предпринял поездку в Грецию и на Ближний Восток, поведав о пережитых впечатлениях и происшествиях в книге «Путешествие из Парижа в Иерусалим».
Заметки, сделанные еще в Америке, он переработал в эпопею «Начезы», продолжившую рассказ о жизни Тене среди диких индейцев.
Для современного читателя наибольший интересу Ша-тобриана представляют его «Замогильные записки», созданные в 1814-1841 гг., но опубликованные вскоре после его смерти в Париже 4 июля 1848 г.
При всей своей неровности и сомнительной достоверности мемуары Шатобриана дают живую картину той романтической эпохи...
Величественный королевский замок официально называется Национальный музей «Замок Компьень». Строго говоря, Компьень стал королевской резиденцией еще во времена последних властителей династии Капетингов, правившей в 987-1328 гг.
Уже в IX в. внук Карла Великого построил тут первый замок. В X в. рядом с ним рождается аббатство королевского значения, вокруг которого и растет город, играющий важную стратегическую роль. Неслучайно именно здесь, у стен города, в мае 1430 г. арестовывают Жанну д’Арк., ав1918г. в лесу Компьеня подписывают мирный договор, заканчивающий Первую мировую войну.
Компьень - это яркий образец старинного французского города Одно из самых красивых зданий мэрий во Франции, средневековые улочки, особняки XVII-XIX вв., соборы, великолепно сохранившиеся части древнего аббатства, ну и, конечно, королевский дворец с огромными парком и лесом - с озерами, буками, дубами, дичью...
Французские короли любят охотиться в лесах вокруг Компьеня, где их издавна ждут добротные охотничьи покои. Но Людовик XIV заявляет. «В Версале я живу как король, в Фонтенбло - как принц, а в Компьене - как крестьянин» и решает построить достойный его дворец Людовик XV продолжает строительство, которое заканчивает Людовик XVI. Однако своим современным обликом замок обязан именно Людовику XV. Строительство началось в 1751 г. Новый замок возводили на старом фундаменте - отчасти из-за желания сэкономить, отчасти потому, что на строительной площадке сохранились старые каменоломни. Архитектурное решение замка - протяженные горизонтальные линии фасадов, крыши с балюстрадами - явно перекликается с парижскими ансамблями на площади Согласия и Военной школы.