Бонпо были приглашены из Тазиг и Аша,
Они принесли черные камни и ковши, эти два,
Вместе с кусками мяса, . .
С тех пор стали приносить в жертву Лха живых и мертвых .
[ibid, р. 100, 147-149].
По другой версии, сохранившейся в рукописи из Дуньхуана, сын спрашивает мать: «У птиц есть отец, кто же мой отец? У птиц есть повелитель, кто же мой повелитель?» Мать рассказывает ему, что отец его был убит, тело его положили в сто медных сосудов, которые бросили в реку Цанпо, где оно попало в желудок к Лу. Сын пошел к Лу и спросил, что она хочет за тело отца. Та ответила, что желает человеческое существо с глазами, как у птицы, закрывающимися снизу. Долгие поиски позволили ему найти девушку с такими глазами. Мать девушки согласилась отдать ее при условии, что тело погибшего правителя будет погребено. Сын обещал, девушку он оставил в желудке Лу, а тело отца похоронил в земле, сделав сверху насыпь, похожую на палатку [ibid., р. 404405].
Правители Дигум и Пуде Гунгьял - главные культурные герои легендарного периода древней тибетской истории. Пуде поселился в замке, появились священнослужители бон, а с ними и большие нововведения:
Какрезультат обугливания дерева - древесный уголь,
Как результат растворения кож - клей появился.
Железная руда, медная руда и серебряная руда -
Эти три были открыты.
Плавка этих трех с древесным углем Принесла серебро, медь и железо - эти три. {27}
Сверлением и пробиванием дыр в дереве Были сделаны плуг и ярмо,
Запряжкой двух одинаковых быков в ярмо Все долины были распаханы и обработаны поля.
Из озер были выведены оросительные каналы,
И мосты были переброшены через реки [ibid р. 121].
По другому варианту:
Копанием земли вода из верховьев долин была проведена в оросительные каналы,
Запряжкой пары быков луга и долины были распаханы в обработанные поля,
Там, где нельзя было переправляться,
Мосты были переброшены через реки,
Урожай впервые появился в это время.
Поля стали измерять парой тягловых животных,
У кочевников - кожами считать животных.
Благодаря распашке земель с использованием орошения С этого времени речные долины расширились,
В это время пение и танцы распространились [ibid р. 122].
Все правители династии Ярлун строили замки, иногда, как сказано в одном источнике, «из земли, замешанной на молоке красной коровы». {28}
Часть I
История Тибета до XIX в.
Эта датировка является весьма условной. Сложной является проблема установления связи между правителями древней династии, упоминаемыми позже в тибетских источниках, и известий о начале возвышения Тибета по китайским источникам.
Китайская традиция ведет династию правителей Тибета от западных цянов с V в. н.э., от правителя цянов Лилуку.
Когда «Лилуку умер, Фаньни (его сын. - Е.К) был еще молод, и власть унаследовал Жутань, младший брат Лилуку. Фанъни стал командующим войсками в Аньси. В первый год девиза царствования Шэнь-гуй династии Хоу Вэй (414г.) Жутань был погублен... Фаньни собрал оставшихся людей и подчинился Цзюйцюй Мэн-сюню, получив должность тайшоу в Линьсуне. После гибели Мэн-сюня Фаньни собрал людей и увел их на запад, перейдя Хуанхэ за Цзиши, и основал государство среди цянов, территория которого простиралась на тысячу ли. Фаньни властвовал милосердно, и потому его полюбили все цяны. Он привел их всех под свою власть... Затем он сменил свою фамилию на Субое» [Цзю Тан шу, с. 1629].