История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.16

Фанъни сравнивают или отождествляют с упоминавшимся выше Пуде Гунгьялом.

Неизвестно также, когда Тибет получил свое наименование Бод, а тибетцы - бодпа. Топоним Бод связывают с наименованием религии бон. Бон - это духи, божества, а бод - те, кто их вызывает, бодпа (тибетцы) - те, кто следует верованиям бон. В дуньхуанских рукописях Тибет именуется страной «Бод шести яков», а в Ладак-ской хронике - «Бод из шести племен».

Старое китайское наименование Тибета- Туфа увязывается с именем клана Туфа, из которого вышел Фаньни. Отсюда и современное {29} китайское наименование первой тибетской династии Тубо. Не исключено, что этноним туфа имеет отношение к наименованию мужской прически туфа, которая могла быть у сяньбийцев, ибо Фаньни был по происхождению сяньбийцем. У сяньбийцев такую прическу могли позаимствовать цяны, подчиненные Фаньни, позже она известна у киданей, и с 1036 г. была введена в тангутском государстве Си Ся императором Юань-хао. Эту прическу делали, выбривая затылок и верхнюю часть головы, с челкой на лбу и двумя длинными косицами, нечто вроде пейсов, от висков.

Наименование страны как Тибет в форме Тёбёт впервые встречается в древнетюркских орхонских надписях.

Древний Тибет с юга был ограничен Гималаями и открыт в северном, западном и восточном направлениях. Народ осознавал свою принадлежность к тому или иному клану-кости (ру, тиб. rus), в источниках упоминаются четыре великих клана-кости - Се, Му, Дон и Тон. В глубокой древности в юго-восточной части Тибета области, прилегающие к р. Цанпо - Ньянгпо, Конпо и Пово, образовывали как бы углы треугольника, в центре одной из сторон которого между Ньянгпо и Пово находилась долина Ярлун. «Деятельность» Ньяти-цэнпо была связана с Конпо (он иногда даже именуется Большим правителем Конпо). Условно одна из вершин этого треугольника была ориентирована на север, как раз на Конпо, две другие - на запад (Ньянгпо) и на восток (Пово).

Четыре ру, крыла или рога, также образовывали треугольник, северным углом которого были се аша (туюйхуни), восточным - донг минъяг (дансяны-тангуты), западным - му (шаншун), а в центре, на стороне треугольника, соединяющей условной линией восток-запад, находились тон сумпа. Если мы продолжим эту треугольную конструкцию, то она выведет нас уже за пределы собственно Тибета. В этом случае ее северным углом станут хор (тюрки, уйгуры), восточным - джа (Китай), западным - ле мон (гималайские племена, особенно Непала), а в центре, на линии между джа и мон, окажется Бод-Тибет. Принимая эту пространственную ориентацию древних тибетцев, мы получаем объяснение и «трех гъя» (тиб. rgya): Желтых Гья (гъя сер) - Центральная Азия, Черных Джа (гъя наг) - Китай и Белых Джа (гъя кар) - Непал и Кашмир, позднее - Индия, образующих все тот же треугольник. Желтый цвет являлся цветом Центральной Азии, черный - Китая, белый - Индии. По мнению Э. Хаара, в центре должен был находиться красный цвет, цвет «краснолицых», т.е. самих тибетцев. Не очень ясный {30} термин гъя получает объяснение как означавший в древности просто «пограничные племена».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта