История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.58

В 1276 г. пал г. Ханчжоу. Император Южной Сун признал себя вассалом монголов. Командующий монгольскими войсками Баян пленил его и вдовствующую императрицу, забрал государственную печать. Пленного императора Хубилай обрил в монахи и отправил в один из монастырей Тибета.

При Хубилае была выработана административная система управления Тибетом. Было учреждено специальное управление Цзун-чжиюань, в 1284 г. переименованное в Сюаньчжунъюань, по названию дворца, в котором императоры династии Тан принимали тибетских послов. Первым главой нового управления стал Пагпатлама. Задачей управления было руководство администрацией Тибета и ведение всех дел буддизма и буддистов в империи Юань. Сюаньчжунъюань считалось управлением первого ранга, равным высшим органам управления Юаньской империей: Чжуншу - управлению гражданскими делами, Шуми - управлению делами армии и Юйшитай - центральному органу контрольной власти. Всего за годы существования династии Юань назначалось 13 глав Сюань-чжунъюаня, последний был назначен в 1358 г. и, очевидно, управлял ведомством до гибели династии Юань в 1380 г. Главе Сюань-чжунъюаня помогали при Пагпа-ламе двое, а позже от шести до десяти юань ши - «уполномоченных». Требовалось, чтобы половина из них являлись монахами, а половина - светскими лицами. {90}

Тибет был поделен на три «дороги» - уй, Цзан и Нгари-корсум. Каждой дорогой управляло Сюаньвэйсы, глава Сюань-вэйсы по-тибетски именовался мипон. В низовой администрации было принято военно-административное деление на темничества (ванъху -10 тыс. дворов) и тысячи (цянъхусо - тысяча дворов). Темничества по-тибетски именовались трикор чусум - 13 темни-честв, каждое темничество возглавлял «великий чиновник» - да гуанъ, по-тибетски именовавшийся типён. Типён имел хрустальную печать. Функции Сюаньвэйсы подразумевали «больше надзора, чем администрирования» ^tech, 1989, р. 39]. Сюаньвэйсы занимались охраной вверенной им территории, борьбой с грабителями и ворами, осуществляли судебную власть, следили за состоянием почтовых станций, обеспечивали военные гарнизоны, если таковые имелись. Полагают, что реально эта система власти стала налаживаться с 1265 г., когда Пагпа-лама три года провел в Тибете. В эти годы была учреждена система почтовых станций от г. Хэчжоу в пров.

Ганьсу до Сакья в Тибете. За содержание станций отвечали местные жители в порядке выполнения трудовой повинности и уплаты налогов.

По крайней мере трижды в XIII в. монголы пытались наладить учет населения в Тибете, уже после первой попытки великого хана Мунке. В 1267 г. в Тибет был направлен специальный эмиссар, держатель золотой пайцзы, т.е. лицо высокого ранга, для составления подворных списков населения (хуцзи). В 1287 г. были направлены двое уполномоченных провести всеобщий учет населения (тунцзи хукоу). Все податное население - крестьяне, скотоводы, ремесленники были поделены на две группы - лхаде, людей, так или иначе прикрепленных к монастырям и буддийской церкви вообще, и миде, людей, принадлежавших светским правителям и владетелям или прикрепленных к ним же. Все эти люди - и лхаде, и миде - являлись крепостными или даже рабами. Их положение, по мнению современного китайского историка Тибета Чэнь Цин-ина, было схоже с положением крепостных крестьян в Европе [Чэнь Цин-ин, 1996, с. 175]. Лхаде были обязаны и налогами, и трудовыми повинностями только буддийской церкви, а миде несли повинности и в пользу своих хозяев, и в пользу государства, в основном обслуживая почтовые станции. Как раз эта повинность - ула - началась с династии Юань. По некоторым подсчетам, в каждом темничестве было примерно 60% подневольных лхаде и 40% - миде. Существовала тенденция постепенного перевода людей из статуса миде в статус лхаде. {91}


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта