История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.59

Официальная учетная семья исчислялась в шесть человек: муж и жена, двое детей (сын и дочь) и два человека прислуги (мужчина и женщина) [там же, с. 179]. Такая учетная семья именовалась дунчун (кит. ху). Семьи были объединены в группы по 25, 50, 100, 1000 семей. Как податная единица дунчун включала имущество семьи, землю и скот. Налог на землю платили в зависимости от размеров участка. На 1 кане земли можно было посеять от 10 до 60 кхалов, т.е. от 140 до 840 кг зерна (кхал - мера объема) [там же, с. 181]. Также разнились единицы обложения скота. Например, в Амдо таковой была хорцин-чжанба, она означала 5 коров, или 50 овец, или две лошади [там же, с. 180].

Судя по сохранившимся материалам таких списков, население Тибета при династии Юань составляло примерно 2 млн. 400 тыс. человек. Чэнь Цин-ин полагает, что эти сведения «сильно преуменьшены» и реально население Тибета было больше [там же, с. 183].

В тибетской интерпретации верховную власть над Тибетом осуществлял сакьяский иерарх. При иерархе был пончен, верховный чиновник, который ведал и гражданскими и военными делами. Как говорилось о функциях пончена в одном тибетском тексте, «он правит по приказу ламы и мандату императора. Он защищает два закона (религии и гражданский) и ответственен за спокойствие (страны) и процветание (религии)» [Реtech, 1989, р. 45]. Страна была поделена на 13 типёнов, во главе каждого типёна был свой правитель.

Как уже говорилось выше, не все школы тибетского буддизма были довольны Сакья и ее политикой, которую считали откровенно промонгольской, несмотря на то что другие школы тоже пытались получить покровительство Хубилая и других чингисидов. Известен памфлет в стихах, который написал на Пагпа-ламу монах из монастыря Нартан по имени Чомдэн Ригрэл. В памфлете было обыграно имя Нагла, которое значит «Исключительный»:

Солнечный луч веры Будды скрылся за тучами школы Кагъюпа.

Люди лишились покоя и счастья из-за жадности чиновников.

Сегодня и монахи одеваются как монгольские предводители.

И потому Он, кто не понимает этого,

Не является «Исключительным»,

Хотя и носит такое имя!

Пагпа-лама тоже ответил в стихах:

Сам Будда подтвердил, что будут периоды Как подъема, так и упадка веры. {92}

Покой и счастье людей зависят от законов кармы,

А не находятся в руках чиновников.

Чтобы обратить монголов в нашу веру,

Я должен одеваться как монгол.

И потому Он, кто не понимает этого,

Должен быть человеком, которому недостает ума!

[Shakabpa, 1967, р. 67-68].

Несмотря на враждебное отношение к Сакья некоторых школ тибетского буддизма, Пагпа-лама отказался подавлять их, когда ему было это предложено: «Когда монгольский император предложил издать специальный указ, предписывающий принять учение Сакьяпа [как единственное] для всего Тибета, Пагпа подумал, что, действуя таким образом, можно породить волнения и недовольство. Будучи искусным в речи, он мудро высказался за то, чтобы каждой традиции предоставить держаться своего учения» [Туган Лопсан Чойкъи Ньима, 1995, с. 60].

Пагпа-лама неплохо отрабатывал свое жалованье, исчислявшееся 1000 слитков серебра и 59 тысячами кусков шелка (в год).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта