Таиланд. Королевство храмов и дворцов стр.120

Стоимость ювелирного изделия складывается из нескольких слагаемых: металл, камни, проба, работа. Последняя оценивается по единому принципу вне зависимости от дизайна, чаще всего называют сумму 500 батов. Этому факту не перестают удивляться европейцы, на родине которых цена украшения формируется поровну стоимостью металла с камнями и созданием дизайна. Стоимость клейма варьируется в зависимости от класса изделия и известности ювелира. Вес золота, количество и качество камней определяют стоимость украшения.

Тайское золото очень мягкое. Традиционные застежки цепочек змейкой-восьмеркой во время примерки расстегивают и застегивают, раздвигая и вновь сближая изгибы застежки. При покупке следует отдавать себе отчет в том, что такие застежки со временем просто «перетираются», а потому требуют своевременной замены. Застежки сережек в форме петли достаточно надежны и будут служить долго при условии, что они правильно отрегулированы.

Тайское золото имеет много поклонников. Однако кроме традиционных ювелирных изделий из золота высшей пробы Таиланд предлагает богатый выбор золотых украшений из золота достоинством 20,18,14 и 12 карат. Их покупают преимущественно на ювелирных фабриках, ежегодных выставках драгоценностей и в магазинах, специализирующихся на продаже изделий европейского дизайна, а также умелых подделок и подлинных украшений от известных ювелирных домов.

ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА Пятицветный фарфор

Всякий раз, когда мы останавливаем взгляд на этих красивых фарфоровых декоративных блюдах, шкатулках в форме тыквы, изящных вазах и декоративных сосудах, чайных парах или целых сервизах, в памяти невольно возникает образ золоченых тайских храмов. Этот изысканный многоцветный фарфор называется «бенчаронг» или пятицветный фарфор, потому что его название восходит к пали санскритскому словосочетанию «пять цветов».

Для росписи бенчаронг могут использоваться как пять, так больше или меньше цветов и оттенков. Здесь нет никакого противоречия названию, потому что «пять цветов» означает прежде всего «много цветов». Однако можно выделить типичные цвета росписи бенчаронг: красный, синий, зеленый, желтый и черный. Роспись делается на поверхности предварительно покрытого глазурью и обожженного фарфора. После нанесения узора изделие подвергается повторному обжигу. Классический бенчаронг имеет благородную матовую поверхность, цвета росписи подчеркиваются позолотой. Современные мастера, наряду с образцами в традиционном стиле, создают сверкающие изделия с отполированной глянцевой поверхностью. В зависи мости от способа нанесения позолоты получают гладкие или рельефные узоры росписи.

Исследователи спорят о времени появления бенчаронгау датировка варьируется в диапазоне пятисот лет: XIII-XVIII вв. Этот фарфор тайские короли династии Чакри заказывали в китайской провинции Цзянси - знаменитом центре фарфорового производства в Цзиньдэчжене. Китайские мастера расписывали фарфоровые шедевры с учетом вкуса и пожеланий именитых заказчиков из сиамского королевства. Однако в ответ на обвинение в «нетайском» происхождении бенчаронга защитники национального искусства приводят веские аргументы. Во-первых, в форме этих фарфоровых изделий большей частью угадывается типичное для стран Юго-Восточной Азии индийское влияние. Во-вторых, дизайн, рисунок и мотивы росписи типично тайские. Кроме того, посуда и декоративные украшения часто только производились в Китае, а расписывались уже в Сиаме. С начала XX века все этапы создания бенчаронга выполняются тайскими мастерами. Первоначально этот изысканный фарфор украшал лишь королевские апартаменты, позднее изделия с росписью бенчаронг появились в домах аристократов и состоятельных людей. Скором посуды для королевского двора служили символы монаршей власти, вензеля правителей, мифические персонажи, сцены из национального эпоса Рамакиан. В настоящее время этот расписной многоцветный фарфор доступен большинству любителей красивых вещей. Зачастую на первый взгляд роспись бенчаронг кажется причудливым геометрическим рисунком, красивым сочетанием покрытых золотой сеткой маленьких цветных ромбиков. Однако, внимательно рассматривая элементы декора, мы видим стилизованные изображения, образующие символические мотивы. Нельзя отрицать художественную ценность, эксклюзивность и неповторимость даже маленъкой вазочки или пепельницы, поскольку настоящая роспись бенчаронг делается вручную. Ааже в наши дни для создания столового сервиза на шесть персон с соблюдением всех канонов требуется несколько месяцев кропотливого труда. Аля любителей роскоши по специальным заказам потомственные мастера создают копии известных старинных тайских ваз и сервизов.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта