Таиланд. Королевство храмов и дворцов стр.121

Керамика селадон

Зелено-голубой селадон известен со времен государства Сук-хотай. Пересказывать все спорные теории о происхождении и времени появления изделий из селадона в Таиланде не имеет смысла, потому что тайцы твердо уверенны, что эти красивые керамические изделия, покрытые полупрозрачной светящейся зелено-голубой глазурью, являются исконно тайскими.

Вторая половина XX в. подарила селадону новую жизнь. Многие тайские компании занимаются производством посуды и сувениров из селадона. Встречаются как элегантные в своей простоте глазурованные изделия, так и предметы с декоративной росписью под глазурью. Современные мастера производят керамику по старинным образцам; сосуды для воды, большие и маленькие блюда, столовые приборы, чайные сервизы, декоративные вазы и лампы, подставки в форме листьев и пепельницы, миниатюрные сосуды для специй и различные статуэтки: слоны, птицы, тыквы, фигурки детей.

Селадон - капризный материал, требующий постоянного внимания мастера. Например, если не выдержан температурный режим при обжиге, а температура в печи должна быть не менее 1200 градусов, то готовое изделие может оказаться обыкновенным грязно-серым горшком вместо красивого сосуда эклектичной формы нежного мягко светящегося зеленого цвета с голубым отливом. Поскольку на цвет изделия влияет не только температура обжига, но и качество глиняного теста и глазури, поэтому можно выделить три основных цвета: традиционный красиво мер цающий зелено-голубой, отполированный бело-серый с зеленоватым отливом и покрытый сеткой трещинок серо-зеленый состаренный селадон.

Лаковая живопись

Традиционную технику тайской лаковой живописи можно назвать искусной аппликацией золотой фольгой по черному лаку. Лак получают из смолы лакового дерева, принадлежащего к семейству каучуконосов. В процессе создания тайской лаковой картины или миниатюры на деревянную поверхность последовательно наносятся несколько слоев лака. Старинная технология требует дождаться полного высыхания каждого предыдущего слоя лака перед нанесением следующего, исключением является только последний слой, на который с помощью трафарета тонкой иглой наносят контур основного рисунка и декоративного орнамента. Затем на сырую поверхность черного лака по ранее нанесенным контурам накладывают листики сусального золота. Такие лаковые панно традиционно использовались для украшения дворцовых и монастырских библиотек, створок дверей и окон. В настоящее время декоративные лаковые композиции не утратили своей популярности, они служат прекрасным украшением кабинетов в традиционном стиле и являются предметом особой гордости любителей тайской старины.

Резьба по дереву

Тайские мастера резьбы по дереву издавна славятся своими художественными творениями, выразительность и красота которых не позволяет назвать их простыми ремесленными изделиями. Излюбленным материалом умельцев является тиковое дерево. Природа щедро наделила это дерево не только красотой, но и удивительной прочностью, в то же время тик прекрасно поддается обработке. Цвет древесины тикового дерева варьируется от теплого соломенного оттенка до темно-золотистого цвета. Встречаются образцы изделий, которые под длительным воздействием атмосферы изменили свой естественный цвет до коричнево-шоколадного и почти черного оттенков.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта