Замки Франции. Путешествие в глубь времен стр.6

ЗАМКИ ЛУАРЫ: «ДЕТИ» РЕНЕССАНСА

Есть что-то в этом названии таинственное и манящее. Ведь долина Луары - это не просто история, искусство, кухня и вина Франции, но и сам дух страны.

Почему вышло так, что на одном прямоугольном отрезке двести на сто километров, вдоль реки и ее притоков сосредоточено так много загородных замков? Может быть, причина в том, что над мирной долиной Луары почти всегда безоблачное ясное небо? Или

Устрашающий вид - чистой воды декорация просто потому, что это географический центр, сердце прекрасной Франции?

Или, может быть, потому, что река была далеко от границ и, следовательно, безопасна... Или потому, что Столетняя война (1337-1453) закончилась именно на этих берегах, огласивших ся первыми радостными криками заново рожденной Франции? Впрочем, так ли уж это важно?

Все эти факторы в какой-то степени сыграли свою роль, но основная причина заключалась в том, что по возвращении из Итальянских походов, начавшихся в 1494 г., у правителей династии Валуа родилась новая концепция королевского двора и защитных сооружений.

Их замки, бывшие до этой поры суровыми крепостями, перестали служить оборонительным целям, после того как мир в стране, казалось, установился, а появление артиллерии сделало даже самые неприступные стены хрупкими, словно яичная скорлупа..

Стены старинных крепостей вновь появились на свет, но в дальнейшем от них сохранятся только отдельные характерные элементы, например машикули (навесные бойницы), которым впоследствии будет отведена роль архитектурного декора.

Садово-парковое искусство развивается одновременно с искусством жить: фонтаны, водометы, подстриженные кустарники, цветущие партеры делают менее суровым внешний облик средневековых замков.

Именно в это время долина Луары становится ярким центром строительного искусства. Новый стиль, принятый во дворе, быстро распространяется на жилища знати...

Установившийся в стране мир и отсутствие напряженности на границах дали возможность королям Франции проводить политику, способствующую укреплению могущества и престижа их власти, что нашло свое наиболее яркое выражение в каменном кружеве замка Шамбор, который вызывал восхищение всей Европы до тех пор, пока не был возведен Версаль. Даже венецианский посол, привыкший к роскоши, был потрясен увиденным.

Новый стиль подчинил себе и города, оставив долговременный отпечаток в их исторических центрах. Тур, Блуа, Анжер и Орлеан стали настоящими памятниками резного камня.

Луара была важнейшим водным путем, который бороздили суда и парусники. Она явилась естественным выходом к морю в Нанте, а также дорогой, по которой во Францию текли шелка, пряности, драгоценные камни, жемчуг, произведения искусства и военные трофеи из многих стран.

Возвращаясь из Италии, Карл VIII использовал воды Луары, чтобы перевезти на итальянском судне военную добычу - 130 гобеленов, 39 драпировок из кожи Кордовы, бархат, дамасские тка ни, рукописные книги, картины и скульптуру. Но король привез во Францию также художников, ремесленников, краснодеревщиков, органных мастеров и декораторов, изготовителя инкубаторов и даже специалиста по разведению попугаев.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта